Образовательная деятельность
Образовательная деятельность кафедры физической и социально-экономической географии ведется по следующим образовательным программам:
Направление подготовки 05.03.02 «География», профиль Общая география
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль География
Дополнительная профессиональная программа переподготовки «Преподаватель»
Досье направления подготовки 05.03.02 «География»:
бакалавр по направлению подготовки География готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная и производственная; контрольно-ревизионная; организационно-управленческая; педагогическая.
Бакалавр готовится к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.
Система практик (учебные, производственная и преддипломная) позволяют будущему бакалавру эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
участие в оценке воздействий на окружающую среду, выявлении
и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества
и природы, решении эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
проектная и производственная деятельность:
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
решение инженерно-географических задач;
эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
мониторинг социально-экономических, в т.ч. демографических, миграционных и этнокультурных процессов, региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
контрольно-ревизионная деятельность:
подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;
участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите под руководством специалистов;
участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения под руководством специалистов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организационной и управленческой работе, в т.ч. административных органов управления;
педагогическая деятельность:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Бакалавры обладают солидной теоретической подготовкой и исследовательскими навыками, позволяющими продолжить обучение в магистратуре.
Учебный план: Учебная программа рассчитана на 4 года при очной форме обучения.
Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины», который включает дисциплины, относящиеся к базовой части программы и дисциплины, относящиеся к ее вариативной части.
Б1.Б.26 География трудовых ресурсов
Б1.Б.27 Физическая география и ландшафты России
Б1.Б.28 Физическая география и ландшафты материков и океанов
Б1.Б.29 Экономическая и социальная география России
Б1.Б.30 Экономическая и социальная география мира
Б1.Б.31 Устойчивое развитие территории
Б1.Б.32 Информационные технологии в социально-экономической географии
Б1.Б.33 Теория и методология географической науки
Б1.Б.34 Русский язык и культура речи
Б1.Б.35 Психология и педагогика
Б1.В Вариативная часть
Б1.В.ОД Обязательные дисциплины
Б1.В.ОД.1 Социология
Б1.В.ОД.2 Управление социально-экономическими проектами
Б1.В.ОД.3 География и экономика отраслей хозяйства
Б1.В.ОД.4 Общая геология
Б1.В.ОД.5 Экономическая география и экономика региона
Б1.В.ОД.6 Палеогеография
Б1.В.ОД.7 Оледенения в истории земли
Б1.В.ОД.8 Географическое районирование (Физико-географическое районирование, Экономико-географическое районирование)
Б1.В.ОД.9 Основы территориального планирования
Б1.В.ОД.10 Географическое прогнозирование
Б1.В.ОД.11 Политическая география и геополитика
Б1.В.ОД.12 География сферы услуг
Б1.В.ОД.13 Инженерная геология
Б1.В.ОД.14 Инженерная геоморфология и опасные природные процессы
Б1.В.ОД.15 Методы инженерно-географических исследований
Б1.В.ОД.16 Мелиоративное обустройство природных комплексов
Б1.В.ОД.17 Учение об ареалах
Б1.В.ОД.18 География Мордовии (Физическая география Мордовии, Социально-экономическая география Мордовии)
Б1.В.ОД.19 География транспорта
Б1.В.ОД.20 Рекреационная география
Б1.В.ОД.21 Методы географических исследований (физико-географических и экономико-географических исследований)
Б1.В.ОД.22 ГИС в географии и обучении
Б1.В.ОД.23 Гидрология
Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору
Б1.В.ДВ.1 Культурно-исторические центры России / Историческая география России
Б1.В.ДВ.2 География и искусство / Экономико-географическое краеведение
Б1.В.ДВ.3 Ритмичность природных процессов / Природно-туристские ресурсы мира и России
Б1.В.ДВ.4 Историческая геология / История географических открытий
Б1.В.ДВ.5 Геофизика и геохимия ландшафтов / Экологическое почвоведение / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Б1.В.ДВ.6 География сельской местности / ТЭО производства
Б1.В.ДВ.7 Фитоиндикационные методы / Гидрогеология
Б1.В.ДВ.8 Ресурсоведение с основами природопользования / Экономическая эффективность использования природных ресурсов / Психология личности и профессиональное самоопределение
Б1.В.ДВ.9 Формирование и использование водных ресурсов России / Геологические экскурсии
Б1.В.ДВ.10 Поведенческая география / География финно-угорских народов
Б1.В.ДВ.11 Педагогические технологии в географии / Основы геоэкологии и ландшафтного планирования
Б1.В.ДВ.14 Социально-экономические показатели в географии / Экологическая климатология / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Б1.В.ДВ.15 Географическая экспертиза / Региональный экологический аудит
Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Бакалавр».
Полный цикл обучения включает теоретические и практикоориентированные курсы, материал которых полно раскрывается в ходе лекционных, практических и лабораторных занятий. Аудиторные занятия подкреплены самостоятельной работой студентов. После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу. Курс подготовки включает в себя 240 зачетных единиц.
Досье направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»:
направление подготовки Педагогическое образование предполагает подготовку педагогических кадров, обладающих фундаментальными знаниями в области географии и культурно-просветительской деятельности, владеющих современными технологиями и методиками преподавания географии. Результатом освоения образовательной программы является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций.
Выпускники по направлению подготовки «Педагогическое образование» готовы к педагогической деятельности в области учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
Учебный план: Учебная программа рассчитана на 5 лет при заочной форме обучения.
Образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
гуманитарный, социальный и экономический цикл (история, философия, иностранный язык, культура речи, экономика образования, социология, культурология, политология, правоведение, география и экономика отраслей хозяйства, социальная география. география культурно-исторических центров России, историческая география России, география и искусство, география финно-угорских народов);
математический и естественнонаучный цикл (информационные технологии, основы математической обработки информации, естественно-научная картина мира, экономическая география и экономика региона, проблемы глобального изменения климата, ритмичность природных процессов, экономико-географическое краеведение, опасные природные процессы и явления, поведенческая география);
профессиональный цикл (психология, педагогика, безопасность жизнедеятельности, методика обучения и воспитания географии, введение в географию, землеведение, общая геология, геоморфология, климатология с основами метеорологии, биогеография, гидрология, современные средства оценивания результатов обучения географии, научные основы школьного курса географии, социально-экономическая география, география населения с основами демографии, ландшафтоведение, карты в школьной географии, картография с основами топографии, физическая география и ландшафты России, физическая география и ландшафты материков и океанов, экономическая и социальная география России, экономическая и социальная география мира, школьное краеведение, географическое районирование, внеурочная работа по географии, методы географических исследований, теория и методология географической науки, научное творчество в процессе обучения географии, география АПК, практикум по географии, инновации в школьной географии, история географии, география Мордовии, география сельской местности, регионоведение, коммерческая география, ТЭО производства, география транспорта, социально-экономическая картография, основы геоэкологии, экология, формирование и использование водных ресурсов России, геологические экскурсии, учение об ареалах, ресурсоведение, проблемное обучение, технология модульного обучения географии, методика изучения регионов и стран в школьной географии, методика изучения отраслей экономики на уроках географии, территориальное планирование и управление, географическое прогнозирование, география почв с основами почвоведения, ресурсный потенциал территории, историческая геология, история географических открытий, география сферы услуг, социально-экономическая статистика в географии, территориальная организация качества населения, геоурбанистика, население и экономика, палеогеография).
Педагогическую практику бакалавры проходят в школах Республики Мордовия.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательною) и вариативную (профильную) часть, включающую дисциплины по выбору студента. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной детальности.
После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу, выпускнику присваивается квалификация «Бакалавр». Курс подготовки включает в себя 240 зачетных единиц.